|
Г. Гегель: «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается» аргументы, примеры (ЕГЭ обществознание)В данном высказывании автор затрагивает проблему соотношения морали и права. Г. Гегель утверждает, что некоторые допускаемые законодательством действия осуждаются обществом. Порой такие действия приводят к ущемлению естественных прав человек, что на сегодняшний день является недопустимым. Я полностью согласна с точкой зрения автора, и в подтверждении моих слов хочу привести рассуждение. Для обоснования поднятой автором идеи обратимся к теории. Социальный контроль является неотъемлемой частью любого общества. Социальный контроль — это система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп. К элементам социального контроля относят социальные нормы и санкции. В условиях ограниченности времени раскроем более подробно социальные нормы. Социальные нормы — это требования, предъявляемые обществом к человеку, в которых более или менее точно определены объём, характер, а также границы допустимого в его поведении. Социальные нормы регулируют общий ход социализации, интегрирует личность в социальное окружение, служит образцом, эталоном поведения, контролирует отклоняющиеся поведение. Различают следующие виды социальных норм: нормы морали, нормы права, обычаи, традиции, политические, корпоративные, религиозные нормы. Поговорим более подробно об видах социальных норм упомянутых в цитате. Нормы морали — это правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Как правило, они несут оценочную нагрузку и обеспечивается обществом — общественным порицанием или одобрением. Правовые нормы — это общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений. Такой вид социальных норм закреплён в письменной форме, издаются и отменяются в установленном законом порядке, а также в них ясна обозначена санкция. Зачастую нормы морали совпадают с нормами права, однако существуют и исключения, о которых говорит Г. Гегель. Для подтверждения точки зрения автора обратимся к социальному опыту. В 2019 году СМИ пестрило заголовками о «Московском деле», расследуемое Следственным комитетом РФ о массовых беспорядках. Люди, стремившиеся выразить свою точку зрения в отношении прозрачности выборов, выходили на несогласованные мирные акции протеста. Однако правоохранительными органами были усмотрены нарушение законодательства, как следствие были проведены обыски лидеров движения, а также были заведены уголовные дела по факту выявленных правонарушений. Согласно взглядам государства, такие действия угрожали общественному порядку, но такое событие общественностью воспринялось как возможность содействия развитию демократии, государственного аппарата и закостенелых законов. Данный пример показывает, что государство имеет определённые рычаги воздействия на членов общества, которые не совпадают с представлениями морали. Более того, в современном мире зачастую изменяют законодательство в силу возрастающей роли гуманизма, что является универсальным критерием прогресса. Положения гуманизма, как правило, соответствуют положения морали. И т. к. в условиях глобализации, когда международная интеграция усиливается, а вместе с тем и международные взаимоотношения, государству необходимо совершенствовать законодательство для того, чтобы «идти в ногу со временем». Так, до 16 мая 1996 года существовала смертная казнь как одна из санкций за особо тяжкие преступления. Однако подобное ущемляла естественные права человека, а именно право на жизнь. Понимая, что жизнь человека есть наивысшая ценность, что является основой гуманизма и соответствует нормам морали, было принято решение об отмене смертной казни. Данный пример довольно противоречив в силу разного разграничения людьми моральных и аморальных поступков: некоторые считают, что людей, представляющих для общества особую опасность необходимо казнить, а некоторые понимают, что, предоставляя им право на жизнь, люди обречены на пожизненное мучение, находясь в четырёх стенах. Таким образом, то, что соответствовало нормам права, не отвечало нормам морали. Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Г. Гегель был совершенно прав, затрагивая проблему соотношения норм права и морали. Обновлено: Опубликовал(а): Иванова Яна В. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|