|
Почему повесть названа «Капитанская дочка»? (Пушкин А. С.)Как родоначальник традиций реализма А. С. Пушкин известен не только своим романом в стихах «Евгений Онегин», но и повестью «Капитанская дочка». В этом произведении он описал исторические события 1770-х годов, когда в России происходила крестьянская война под предводительством Пугачёва. Достоверность фактов, на которых строится повествование, не оставляет сомнения — ведь Пушкин самолично путешествовал по Поволжью и Приуралью, опрашивал оставшихся очевидцев и изучал приказы, карты, планы сражений. Более того, Николай I разрешил писателю пользоваться семейными архивами и личной перепиской. Это обстоятельство во многом повлияло на план написания произведения — автор сделал упор на его художественную составляющую, и поэтому последовательность взятия крепостей так же соответствует задокументированному положению дел, как и отношения внутри русского народа.
Главными героями повести выступают представители дворянского сословия, хотя и разного достатка, Пётр Гринёв и Маша Миронова. Он сын состоятельного помещика из Симбирской губернии, она дочь капитана Белогорской крепости. Казалось бы, если речь ведётся от его лица, то почему в заглавие вынесено происхождение героини? Ответ на этот вопрос заключается в нескольких чертах, которые следует подробно разобрать.
Первоочерёдно стоит обратить внимание на историю Маши Мироновой. Читатель знакомится с образом героини с предубеждения Петра Андреевича, что девушка с первого взгляда показалась ему простоватой. Выросшая в узком семейном кругу, Маша Миронова имеет тихий, добрый характер. Её появление в третьей главе отмечено автором описанием приятной миловидной внешности девушки, скромным родом занятий (она много занимается рукоделием) и её чувствительностью — при горьком замечании матери о будущем дочери «даже слезы капнули на её тарелку».
Привычный для неё уклад меняется с момента появления в крепости Гринёва. Молодой человек сразу смущает девичью душу, и позже, несмотря на клевету Швабрина, он также влюбляется в неё. Неслучайно этот любовный треугольник изображён автором с превознесением благородства главных персонажей, ведь именно искреннее сердце способно подсказать правильный выбор. Неистовая и жестокая любовь Швабрина проигрывает в соперничестве с нежными и светлыми чувствами Гринёва, как ни пытался Алексей Иванович воспрепятствовать его соединению с Машей. В связи с этим можно говорить о предназначении образа героини в повести — он призван освещать истинную человеческую сущность и определять уровень нравственности. Соответственно, Пётр Андреевич оказывается единственным достойным претендентом на руку и сердце Маши Мироновой.
Родители Маши внимательно относятся к своей дочери, они благосклонны к её выбору, разве что заботливо предупреждают жениха о скудости приданого. Однако родители Петра видят в этих отношениях лишь пылкое увлечение молодости. Отец Гринёва называет поступки своего сына «проказами» и не намеревается давать согласия на брак. Как говорит эпиграф-пословица к пятой главе: «...накопи, девка, ума-разума...», прежде, чем выходить замуж, нужно набрать жизненный опыт и осуществить духовный личностный рост. Так, нелестно названная своей матерью «трусихой» Маша превращается в сильного, готового ради счастья семьи на всё человека. После подавления Пугачёвского бунта, она, претерпев многие тяжёлые жизненные обстоятельства, будет награждена заботой и покровительством своей новой семьи.
Испытания судьбы в ходе повести делают Машу Миронову мужественной и укрепляют её веру в высокие моральные принципы. Оставшись сиротой, Маша лишается родителей и попадает в руки Швабрина, задумавшего насильно на ней жениться. Тем не менее Пугачёв, силой захвативший власть в Белогорской крепости, защищает жизнь неизвестной ему девушки. Только чудом ей удалось остаться неузнанной, кроме того получить благословение от убийцы своих отца и матери. Не каждый после такой потери сможет собраться с силами и столь настойчиво защищать жизнь последнего близкого человека. Добиваясь аудиенции Великой императрицы, конечно Маша испытывала робость и трепетный страх, что её просьбу не услышат и не проявят к ней милосердие. Тем не менее, она проявила необыкновенные отвагу и самопожертвование в разговоре с нераскрывшей своё имя женщиной в саду. Поражённая силой духа этой хрупкой на вид девушки, Екатерина Вторая с радостью даровала прощение Петру Гринёву и также благословила их союз.
Благородство души проявляет не только Маша, но и Швабрин с Гринёвым по отношению к ней. Когда Пётр Андреевич ехал в крепость, чтобы спасти свою возлюбленную, он понимал, что если Швабрин обмолвится о её происхождении, то как капитанская дочка она могла неминуемо погибнуть. Однако именно главный антагонист повести принимает решение сохранить эту тайну перед лицом нового правителя-самозванца, хотя тот позднее обо всём узнаёт. Позднее Гринёв, допрашиваемый на суде, откажется от мысли впутывать историю Маши Мироновой, потому что он понимал нависающую над её именем угрозу в этом случае. Складывается так, что герои не договариваясь проявили высокую степень мужественности и сохранили секрет истории капитанской дочки.
Благополучное время в жизни Маши и Гринёва наступает с того момента, когда родители главного героя приняли его возлюбленную в свой семейный круг. Отношение к ней изменилось в лучшую сторону настолько, что «любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке». Поразительные жизненные коллизии складываются счастливо в истории одной семьи, наглядно демонстрируя необходимость укоренённых моральных принципов.
Завершая изложенный анализ, важно не упустить следующую мысль: простая и скромная девушка может стать образцом душевной стойкости, а её беззащитность может оказаться способом заступничества за любимого человека. Своим образом она ставит высокую моральную планку для всех героев повести. Именно Мария Миронова, заслужив это имя своими добродетелями и правильными поступками, имеет право называться воплощением пушкинских представлений о нравственных ценностях. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание.
|
|