|
Если бы сад не продали? по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.)«Вишнёвый сад» — последняя и самая известная пьеса великого русского писателя, классика мировой литературы Антона Павловича Чехова. З. С. Паперный писал: «Вишнёвый сад» — одно из самых гармонических, целостных произведений Чехова, в полном смысле итоговое создание художника». Пьесу ставили в театрах по всему миру: в Париже, Италии, Хельсинки, Токио. Вот уже более 100 лет этот спектакль волнует души зрителей, заставляя посмотреть на жизнь с другой стороны.
Действие пьесы разворачивается в начале нового века и наглядно демонстрирует необходимость коренных перемен, дальнейшего развития и переоценки ценностей, смены ориентиров. Произведение показывает читателям процесс разорения и расслоения некогда главенствующего слоя общества, дворянства, теперь оно обречено на гибель. «Вишнёвый сад» — пьеса о настоящем, прошлом и будущем России.
Сад в пьесе — это и есть вся Россия. Были в его истории времена бурного цветения, красоты и роскоши, успеха, но прежние идеалы уже устарели, и теперь, чтобы продолжать жизнь, необходимо меняться. Для сада эти необходимые изменения — дачи и дачники вместо цветущей вишни, а для России — смена дворянства на новую силу — буржуазию. Вишнёвый сад в комедии — символ счастливого, богатого и беззаботного прошлого дворян, изжитого и «выброшенного» на обочину жизни, бесславно оканчивающего свой век.
Но можно ли было бы спасти это общество? Что изменилось бы в судьбах героев, спаси они свой сад?
Будущее усадьбы вызывает у всех героев абсолютно разные эмоции и переживания, естественные и близкие для одной стороны и совершенно чуждые для другой.
Любовь Раневская и Леонид Гаев выросли в этом доме, каждые его угол, каждое дерево в саду связывают их с прошлым, с историей их рода, с родными и близкими, которые годами жили в усадьбе. После долгой разлуки со своим семейным гнездом Любовь Андреевна становится сентиментальной и погружается в детство: «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет) И теперь я как маленькая... ( Целует брата, Варю, потом опять брата)».
Но ни Раневская, ни Гаев, как бы они не любили родной дом, не могут, да и не стремятся улучшить сложившуюся ситуацию, они привыкли к безответственности и безделью и просто ждут, пока над их головами не обрушится дом.
И даже если бы они смогли выкупить усадьбу и заплатить долги, надолго ли хватило бы этих средств? Я так не думаю. Раневская, не смысля ничего в финансах, привыкла жить на широкую ногу. Она все равно отказалась бы от сдачи сада в аренду, так что в скором времени деньги бы закончились, и усадьба снова пошла бы с молотка.
Преуспевающий купец Ермолай Лопахин, представляющий в пьесе настоящее, также с большим уважением относиться к вишнёвому саду, для него обладание садом — это гордость, богатство, символ его невиданного успеха, настоящая роскошь. «Боже мой, господи, Вишнёвый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своём уме, что всё это мне представляется... Если бы Отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай... купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами...».
Лопахин в восторге от своего приобретения, но он смотрит на сад, как на источник прибыли. Рассуждая холодной головой, он понимает, что наиболее выгодным проектом станет вырубка сада и эти пошлые дачники с их дачами вместо вишни. Ермолаю не дано понять, почему Раневская и Гаев не решились на этот самое рациональное решение и обрекли себя на бедность.
Даже если бы сад остался у его прежних владельцев, я уверена, Лопахин бы добился успеха в другом деле, другом проекте. Он целеустремленный и расчётливый человек, который нашёл бы возможность добиться развития и своего благосостояния.
Петя Трофимов же не разделяет чувств ни Раневской с Гаевым, ни Лопухина. Вишнёвый сад для него —устаревшая эпоха, подлежащая уничтожению, он радуется переменам и жаждет их. Аня также разделяет его позицию, горячо откликается на его призывы к труду и новому будущему. Петя заявляет: «Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое,... а искупить его можно только страданием, только необычайным... трудом». Он уверен, что «те, кто должны насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний».
Я считаю, что даже спасение сада не смогло бы остановить Аню и Петю. Они будущее, они решительны и сильны, готовы к действию. Усадьба лишь обременяет их, рано или поздно Аня и Трофимов не усидели бы на месте и отправились бы в путь, навстречу новым временам.
Получается, что П. Вайль и А. Генис абсолютно справедливо писали: «...судьба сада по-настоящему важна только для самого сада, только для него это вопрос жизни и смерти». «Вишнёвый сад» — это прощание с прежней Россией. Обновлено: Опубликовал(а): the_girl_from_the_north Внимание! Спасибо за внимание.
|
|