Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Повесть Юрия Трифонова «Дом на набережной» (Литература XX века)

Повесть Юрия Трифонова "Дом на набережной" названа одним из самых ярких произведений прошлого века, где рассмотрена проблема вырождения лучших человеческих качеств в людях, живущих под страхом и гнётом тоталитарной системы. Постараться понять психологию людей, живущих в трудные времена — это всегда интересно. Почему у них различные жизненные ценности и ориентиры? Я узнала о жизнях и судьбах людей в сложную для государства эпоху.

Описанные автором события когда-то коснулись его самого. Трифонов глубоко понимал проблемы, возникавшие между личностью и обществом. Детские годы писателя прошли в доме на набережной. Семья Трифонова не избежала репрессий. Автор описывает события и места, существовавшие в его реальной жизни. Подогрело читательский интерес и то, что о доме на набережной ходит много легенд. Этот дом существует по сей день, даже занесён в книгу рекордов Гиннеса, потому что в нём жило самое большое количество знаменитых людей.

В доме создан музей о нём самом. С течением времени не пропадает интерес как к истории правительственного дома, так и к повести Трифонова. Не так давно вышла книга историка Юрия Слёзкина "Дом правительства. Сага о Русской революции". Автор саги сказал о Трифонове, что он описал этот дом, как «историк большевистского эксперимента».

Повесть Трифонова охватывает большой промежуток времени — довоенные 1930-е, послевоенные 1940-е, начало 1970-х гг. Но описание идёт не в хронологическом порядке. Дано множество картинок реальности различных лет через восприятие героев. Трифонов описывает каждое время через детали так, что чувствуется его дух. Писатель показывает прошлое и настоящее как единый процесс, где всё взаимосвязано. «Прошлое присутствует как в настоящем, так и в будущем», — говорил Трифонов.

Тридцатые годы мы видим через восприятие школьников. Очень явственно воссоздана бытовая атмосфера огромного, комфортабельного дома на Берсеневской набережной и убогость коммуналок в домике Дерюгинского переулка. Ощущение благополучия, несвойственного большинству людей того времени, оставляет описание квартир и привилегий семей профессора Ганчука и отчима Лёвки Шулепы. Жильцы элитного дома имели просторные квартиры, дачи, кухарок, горничных, лифтёров. Гостиная профессора Ганчука «позволяла рассадить полста людей», а в коридоре Лёвки Шулепникова можно было ездить на велосипеде. Даже запахи в лифтах указывают на совершенно другу жизнь. Там пахло не кислой капустой и керосином, как в коммуналках, а витали запахи «шашлыков, чего-то рыбного, томатного, иногда дорогих папирос или собак». Семья Глебова живёт в тесноте и убогости. Торт был такой редкостью, что не мог казаться несвежим.

Каждое время в повести имеет свои характерные приметы. Атмосфера периода сталинской чистки передаётся через детали воспоминаний героев повести, показывающих, что благополучие жильцов элитного дома вовсе не стабильно. В любой момент они могут лишиться всех своих благ, оказаться выселенными. Люди жили в страхе за своё будущее, за свои семьи. Показательна истина, рождённая «давнишним и неизжитым страхом», которую усвоил отец Глебова: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу — не высовывайтесь!».

Время позднего сталинизма в повести показано через поступки, судьбы, психологию людей. Автор проводит своих героев через идеологические и нравственные конфликты, ставит в такие условия, где сложно сохранить высокие моральные принципы и человеческое достоинство. Представители нового поколение карьеристов ведут войну против Ганчука. Они готовы морально уничтожить его, не взирая на прошлые заслуги, расчищая дорогу для себя. В корыстных целях они хотят использовать Глебова. Глебов избегает выступления, но в итоге все же предаёт профессора и Соню. Автор показывает пример приспособленчества, характерного для того времени. Также такие черты характера Глебова, как зависть, обида на то, что ему нужно было «до всего тянутся», расчетливость, страх, типичны для сталинской эпохи.

В «Доме на набережной» просматриваются несколько разномасштабных конфликтов и противоречий от уровня государственной политики до взаимоотношений героев. Но в главном противостоянии находятся идеология и нравственность героев, личность и общество. Прослеживается конфликт человека и истории, частью которой становятся герои. Жизнь в «поднебесных этажах» тоже коренным образом отличается от жизни обитателей «дерюгинского подворья». Такое социальное неравенство противоречило коммунистической идеологии. Элита имела все блага, которые обеспечивали те, кто ютился в коммуналках. Неравноправие кажется несправедливым и обидным Глебову. Из этой разделённости общества вырастают желания Глебова быть не гостем, а жильцом в подобном доме, подняться по социальной лестнице. Он достигает своих целей, переступая через законы нравственности. Время не прощает ему предательства. Глебов, достигнув всевозможных благ, не чувствует счастья которое отняло так много жизненных сил.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.