|
Праведничество в «Очарованном страннике» (Лесков Н С)Праведничество — феномен русской литературы, в основе которой лежит вера в идеал и высшую правду. Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй половине XIX века. Попытка изобразить человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу произведений о праведничестве. "Очарованный странник" — одно из самых известных произведений Лескова, где главный герой Иван Флягин представлен как праведник. Он проходит через странничество, в поисках смысла жизни. Это обобщенный образ народа, ищущий правды и справедливости. Важной особенностью является то, что праведник Лескова живёт среди людей и оказывается вовлеченным в жизнь,его поступки совершаются в границах малого мира. Он отдаёт себе отчет, что в глобальном миропорядке он не может что-либо изменить, но ближайший мир может сделать лучше. Это человек, стремящийся изменить положение: Флягин, мечтающий "за народ помереть". Смысл жизни праведника писатель видит в деятельной нравственности: ежедневно его герой совершает маленькие подвиги по отношению к окружающим. Поведение и поступки героя-праведника определяются отказом от практики уединённого самосовершенствования. Призвание героя-праведника-активное служение людям, с преодолением различных сложностей и препятствий. Уже в самом начале произведения мы знаем, что Флягин — "молитвенный сын", то есть выпрошенный у Бога. Поэтому он "много даже не своею волей делал…, а по родительскому обещанию". Предназначение влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения. Он не просто богатырь, а "очарованный странник", то есть "околдованный". В повести это определяется заклятием, наложенным на Ивана Северьяныча. Он не может избавиться от своей "очарованности", не получив наказание за совершенный грех. Его "очарованность" — это путь от одной "гибели" к другой. Праведник в концепции Лескова свободен от царящих вокруг мнений, его поступки обусловлены принципом деятельной любви и отказом от духовной привилегированности и мирского признания. Этическая норма праведничества — это достойное служение людям. Поступки, совершаемые Иваном, связаны с представлениями писателя о возможном единение человека и окружающего мира. Он готов отдать абсолютно всё ради благополучия близких, ничего не требуя взамен. Его сущность — страдать за других. Праведник не живёт своими проблемами, он чувствуют проблемы других, верит в счастье. Лесков открывает мир "незаметных тружеников". Пройденный путь, пережитые испытания превратили Флягина в подлинного праведника, во всех ситуациях сохранившего силу духа, душевную щедрость и доброту, проявив самопожертвование. Лесков создает особенный тип положительного героя, тип праведника, воспитательное значение которого велико и в наши дни. Он показывает этапы нравственного совершенствования личности, помогает увидеть подвиг в негероической жизни героя, в стремлении делать добро, прийти к пониманию, найти своё призвание в жизни. Автор помогает увидеть в герое воплощение русского национального характера Обновлено: Опубликовал(а): Твой помощник Внимание! Спасибо за внимание.
|
|