|
Калиновское общество пример по пьесе Гроза (Островский А. Н.)Пьеса «Гроза» А. Н. Островского повествует о переменах в обществе, столкновении «тёмного царства» и «лучей света» нового времени. В своем произведении А. Н. Островский обличает пороки калиновского общества и купечества: невежество, жадность, насилие, лицемерие. Он раскрывает мир патриархального застоя, выявляет изъяны. Рассмотрим подробнее героев пьесы. Катерина — молодая женщина, мечтательная и романтичная натура. Она искренна, добра, честна. Жизнь Катерины круто изменилась после замужества: «я у вас завяла совсем». Детство ее было беззаботным и легким: «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Однако доброжелательная домашняя атмосфера сменилась на тиранию в доме Кабановых. Катерина не смогла приспособиться, сохранила в себе чистоту души и любовь. Но эти слова не имеют веса в Калинове. Поэтому Катерина не смогла выжить в этом обществе, построенном на фальши и церемониале. Марфа Игнатьевна Кабанова представляет собой негативного персонажа. Она тиранит семью, оделяет нищих. Но делает все под видом благочестия и богобоязненности. Для нее важен церемониал, это прослеживается в сцене прощания с Тихоном. Кабаниха считает, что младшее поколение должно во всём повиноваться старшему. Деспотичность Кабановой стала одной из главных причин измены Катерины и её гибели. Тихон Кабанов — муж Катерины и сын Марфы Игнатьевны. Его имя говорит само за себя. Он отличается мягкостью характера, слабоволием, нерешительностью. Когда Кулигин советует Тихону жить своим умом, Кабанов отвечает: «Нет, говорят, своего-то ума и, значит, живи век чужым». Тихон терпит деспотичность матери, потому что привык. То же он советует делать и Катерине: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!». Он всегда слушается мать, её слово неоспоримо. И только после гибели Катерины Кабанов восклицает: «Маменька, это вы её погубили!». Это было его первым противостоянием Кабанихе. До этого он находил избавление от ее тирании в выпивке и забвении. Савел Прокофьевич Дикой — ещё один колоритный образ в пьесе «Гроза». Он является богатым купцом, упивающимся своей вседозволенностью. Дикой никого не боится в городе, грубит городничему, угрожает Кулигину, тиранит семью. Читая пьесу, мы представляем Дикого грузным человеком, представляющим опасность. Однако на вид он «маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазами». Борис назван образованным молодым человеком. Он приехал в город, чтобы получить наследство у Дикого. Борис не имеет глубоких чувств к Катерине. Для него это, скорее всего, временное развлечение, которое, к его несчастью, вызвало огромные последствия. Изобретатель Кулигин — мужчина 50 лет, добрый и мечтательный. Он ясно видит картину жестоких нравов, ставшими обыденностью в Калинове. Изобретатель также разбирается в механике, физике, литературе. Кулигин хочет приносить пользу обществу: он предлагает установить солнечные часы, громоотвод. Но Кулигин является мещанином, он не имеет средств на реализацию своих планов. Механик просит Дикого помочь, но тот прогоняет его раз за разом: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Антипод Кулигина — Феклуша. Она рассказывает небылицы о других странах, проповедует невежественность и ограниченность. Феклуша возвышает купечество, которое «богато украшениями». Примечательно, что калиновцы предпочитают верить Феклуше, а не Кулигину. Варвара, дочь Кабанихи, живет по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто». По этой же причине она подтолкнула Катерину к измене. Варвара обладает твердым характером, поэтому не мирится с правилами матери и довольствуется своими мелкими чувствами. В конце пьесы Варвара убегает со своим возлюбленным из города. Калинов — собирательный образ типичных провинциальных городов. О нем и ему подобных говорят «в тихом омуте черти водятся». Так оно и есть. Пьеса начинается с умиротворенной картины, гармоничного настроения, созерцания природы. Но не все так спокойно. За фасадом благополучия скрывается огрубевший, застоявшийся строй, который основан на лицемерии, лжи, алчности и невежестве. А. Н. Островский ясно дает нам прочувствовать масштаб проблемы деморализации общества, упадка нравственности и низкого уровня культурного развития. Обновлено: Опубликовал(а): Чувак с ручкой Внимание! Спасибо за внимание.
|
|