|
Нужно ли быть толерантным сегодня? (Итоговое сочинение (декабрьское))Ежедневно мы встречаемся и сталкиваемся с большим количеством людей. С одними — в семейном кругу, с другими — на улице и в общественном транспорте, с третьими — по долгу службы. И все мы разные. Многие проблемы, особенно в общении начинаются практически дома. Одним членам семьи нравится телевизор с громкой музыкой, другие предпочитают книги, тишину и покой. Оказавшись на улице современного мегаполиса, да и не только, мы буквально погружаемся теперь уже в море проблем. Слышим иноязычную речь, видим людей с другим цветом кожи, а из случайно услышанных разговоров, чаще всего это происходит в транспорте, мы узнаем и о диаметрально противоположных политических взглядах. Как все это пережить и не потерять рассудок? На помощь современному человеку приходит универсальное понятие, получившее название толерантность, что в переводе на русский язык будет обозначать терпимость. Да, обыкновенная терпимость ко всему, что не укладывается в наше представление об окружающей нас действительности, о людях, в первую очередь. Обратимся к страницам художественной литературы, которые не только показывают образцы как терпимости, так и отсутствие толерантности, но и учат нас пониманию того, что мы все разные, что мир вокруг нас разноцветный. Одним из первых в русской литературе пример толерантного отношения к другим, не похожим на нас, дал Иван Тургенев в романе «Отцы и дети». Образ Николая Петровича Кирсанова все время находится в тени его брата Павла Петровича. Но к нему стоит внимательно присмотреться и извлечь определенные выводы из его поведения. Интересный период его жизни выпал на студенческие годы сына Аркадия. Наш герой отправляется жить рядом с сыном в столицу, присматривается к образу жизни Аркадия, знакомится с его друзьями. Он даже читает их книги, слушает их горячие речи по вечерам, многое не понимает. Что руководит поступками Николая Петровича? Естественно, он хочет понять интересы своего сына, ему не хочется отстать от молодого поколения, шагать с ним в ногу. Одновременно с этим герой показывает, как надо относиться к тому, что тебе не понятно, к тому, что ты даже не разделяешь. Не смеяться и не высмеивать, а пытаться понять. И быть терпимым к тому, что не можешь взять за образец своего поведения. Иной образец отношения с окружающими демонстрирует его знаменитый брат, идейный противник Базарова Павел Петрович. С первой минуты своего общения с нигилистом Базаровым он выказывает неприятие. Сначала это внешний вид Евгения, а затем его взгляды. Их спор — это не только кульминация идеологической борьбы между ними, но и образец отсутствия толерантности, ну, хотя бы в отношениях. До прямых оскорблений дело, конечно, не доходит. Образец нетерпимости демонстрирует и Базаров, которого все в Павле Петровиче раздражает. Всё это прежде всего внешний вид, который он высмеивает, и кончая его взглядами. Можно согласиться с героем в в этом, но почему его желание и в деревне сохранить порядок, общепринятые нормы в одежде и в распорядке дня вызывают раздражение Базарова? Думается, что автор, сам удивительно терпимый человек, много лет проведший в Европе, не разделяет точку зрения своего героя нигилиста. Отличный пример того, как отсутствие терпимости может привести к катастрофе, показывает в своей комедии Александр Сергеевич Грибоедов в комедии «Горе от ума». Александр Андреевич Чацкий — герой комедии, три года пробыв за границей, возвращается в Москву и рано утром появляется в доме Фамусова: «Чуть свет, и я у ваших ног». Три года пролетели, но Москва не изменилась, в ней все по–старому: и дома, и люди. Герой оказывается в очень интересном положении. Он не хочет видеть изменений в их отношениях с Софьей, но страстно желает изменений в Москве, хотя бы во взглядах. Не вызывает сомнений верность всех определений, которыми герой награждает так называемое «фамусовское общество», но удивляет и даже раздражает манера их подачи. Особенно это относится к противникам, к которым благосклонна, по его мнению, Софья, — Молчалину и Скалозубу. Нетерпимость сквозит буквально в каждом его выражении и от акта к акту набирает силу. Если вначале его меткие характеристики носят несколько иносказательный характер, то к окончанию пьесы они полны горечи и произносятся прямо в лицо. Особенна интересна в этом отношении беседа Чацкого и Молчалина. И если Молчалин, отдадим ему должное, терпеливо пытается разъяснить Чацкому очевидные вещи о службе и об отношении к чужим мнениям, хотя и в его речах проскальзывают нотки насмешки, то Чацкий открыто насмехается над ним. Единственное оправдание такого поведения – герои произносят друг другу всё это без свидетелей. Но Чацкий выказывает свою нетерпимость по отношению к ним и без них. Это, на наш взгляд, и есть то, что сейчас бы назвали отсутствием толерантности, то есть терпимости. Объяснить это влюбленностью Чацкого можно, но оправдать вряд ли. Вспоминается в этой связи роман А. Пушкина «Евгений Онегин». Давая характеристику своему герою, поэт пишет о том же, об отношении Евгения к соперникам, но только упоминает о его язвительном злословии и сетях, которые он им готовил. Значит и Онегину толерантность незнакома. Принять человека таким он есть, совсем непросто. Многое нас раздражает, многое нам хотелось бы исправить, но увы, всех построить в одну шеренгу нам вряд ли удастся. Да и нужно ли это делать в наше время? Терпение, которое называют модным теперь словом толерантность, выясняется является тем качеством, которое всем нам просто необходимо. Раздвинулись географические границы, каждый из нас имеет возможность познать этот мир, увидеть его своеобразие и великолепие. Но чтобы стать полноправным членом общества, гармонично существовать в пространстве, нам нужно воспитывать в себе толерантность, быть терпимыми по отношению к людям с другими идеологическими взглядами, другой культурой, иной веры. Став терпимыми, мы многое приобретем, почувствуем настоящую радость от каждого прожитого дня. Обновлено: Опубликовал(а): Александр Попов Внимание! Спасибо за внимание.
|
|