Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Развенчание «наполеоновской» идеи в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

«Тварь дрожащая или право имеющая?» — интересный вопрос, не так ли? Что вообще за существо такое человек, когда в голове его возникают такие вопросы. Чем они обусловлены? Эгоизмом, чувством собственного достоинства или полным отчаянием? Радиона Романовича Раскольникова, главного героя романа Федора Михайловича Достоевского, этот вопрос мучал не меньше, чем кого-либо, поэтому, ещё учась на юриста, он пишет занимательную статью, в которой раскрывает этот вопрос и освещает «наполеоновскую» идею.

В своей статье Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые «должны жить в послушании и не преступать закон», в то время как «необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон» ради достижения «великих» целей. «Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и преумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели».

При этом Раскольников утверждает, что и те и другие имеют право на жизнь. Вот и противоречие номер один: получается так, что право на жизнь имеют всё, но второй класс ещё и имеет право её отнимать, что в принципе ограничивает общечеловеческое право на жизнь.

Интересно, что в своей статье Раскольников допускает возможность ошибки лишь со стороны «обыкновенных» людей, в случае если они незаслуженно отнесли себя к «Наполеонам». Если Радион Романович это понимал, то, как мог он сам совершить ошибку, о которой был хорошо осведомлен? Разве он убил старуху ради денег? Нет, он зарубил её с идеей, ещё плохо сформированной, но уже толкавшей его страшные поступки. Он возомнил себя Наполеоном, тварью право имеющей, за что впоследствии сам себя наказал безумием, одиночеством и вечными муками.

Идея Раскольникова, несомненно, интересна и оригинальна. Я согласна с тем, что такие люди, как Наполеон движут общество, и это всегда было необходимой частью истории. Но разве можно назвать поистине великим человеком того, кто проводит реформы кровью? Проще всего менять мир насилием, так делали, делают и, к сожалению, будут. Менять мир миром — вот что дорого. За всю историю человечества таких случаев было крайне мало, поэтому и люди, таким образом несущие изменения, теперь и зовутся святыми.

Проблема теории заключается в том, что это теория и должна ей оставаться, но Раскольников решил, что она имеет практическую часть, и поэтому сгубил себя, отобрав жизни других людей. Дело в том, что невозможно заключить жизнь в рамки теории или даже множества теорий, так как она имеет свою логику, а человек в свою очередь эмоционален, чувствителен и подвержен влиянию со стороны общества, будь он хоть тем же самым Наполеоном. Таким образом «наполеоновская» идея остается несовершенной, как и другие субъективные философские идеи, и имеет место быть на страницах романа, показывающего, как идея губит человека.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.