Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как в романе-эпопее Толстого «Война и Мир» раскрывается тема подлинной и мнимой красоты? (ЕГЭ по литературе)

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» нашла отражение тема красоты. Раскрывается это понятие писателем с помощью приема антитезы — автор противопоставляет красоте мнимой подлинную. По Толстому, человека делает красивым не его наружность, но душа. Рассмотрим, как реализуется эта мысль в романе на примере образов женских персонажей: Элен Курагиной, Марьи Болконской и Наташи Ростовой.

В «Войне и мире» абсолютом внешней красоты является Элен Курагина. Этой красавице ничего не стоит вскружить голову любому мужчине. Однако уже в её портрете читается авторская неприязнь к своей героине: идеальное женское тело Толстой сравнивает со «статуей», что говорит о недобром, холодном нраве девушки. Это в дальнейшем подтверждается поступками Элен: она всегда действует исходя из своих интересов, не думая о других.

Она выходит замуж за Пьера Безухова из-за того, что он получает огромное состояние в наследство, исходя из материальной выгоды брака. Кроме того, после свадьбы она не хранит верности мужу — изменяет Пьеру с Фёдором Долоховым и прочими мужчинами из светского общества. Красота наружности Элен оказывается мнимой, так как скрывает за собой уродство души — эгоизм и жестокость девушки.

Примером внутренней, душевной красоты в романе является Марья Болконская. Пусть внешность Марьи нельзя назвать красивой, в портрете девушки автор особенно выделяет «лучистые глаза». Так как Толстой считал глаза «зеркалом души», эта деталь свидетельствует о богатом внутреннем мире героини, о её высокой нравственности. Глубоко религиозная, девушка не раз доказывает свои высокие моральные качества поступками, что и делает её в понимании Толстого по-настоящему красивой — красивой душой. Так, несмотря на насмешки отца, она принимает в семейном поместье странников и юродивых, помогает им, чем может; приказывает раздать хлеб из господских амбаров крестьянам, когда те голодают.

Наташа Ростова, одна из центральных героев всего романа-эпопеи — тоже красива душевно — подлинно. Когда Наташа впервые появляется в сюжете, автор описывает её так: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…». Вопреки неприглядной внешности Наташа остается очаровательной своей естественной непосредственностью — в дальнейшем, когда она подрастет, многие мужские персонажи будут проявлять к ней симпатию. «Живая жизнь» внутри Наташи проявляется в её следовании велению сердца. Она всегда искренне выражает свои чувства и эмоции — так, радость после охоты в доме у дядюшки она выразит в танце под русскую плясовую. Сиюминутность и спонтанность действий Наташи порой приводит её к ошибкам — из-за этого она поддается обольщению Анатоля Курагина, чем изменяет помолвленному с ней Андреем Болконским — но девушка способна на них учиться. Она показывает своё искреннее раскаяние за содеянное, когда ухаживает за раненым после Бородинского сражения князем Андреем, и тот прощает её перед смертью. Желая спасти как можно больше жизней солдат, Наташа также просит отца отдать подводы пострадавшим в бою солдатам, доказывая истинную красоту своей души помощью ближнему.

Таким образом, подлинная красота в понимании Л. Н. Толстого проявляется в высоких нравственных качествах человека, красота же внешняя порой может оказаться мнимой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.