|
17. Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (ЕГЭ по литературе)Главный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Родион Раскольников – личность неоднозначная и противоречивая. В нем в одно и то же время живут две разные сущности, находящиеся в вечной борьбе: «душа» и «идея». Даже фамилия героя, происходящая от слова «раскол», говорит о внутренних противоречиях. В Раскольникове словно живут «ангел» и «демон». Так, Достоевский создает галерею двойников Раскольникова, подчеркивая раскол внутреннего мира героя: ангела в образе Сони Мармеладовой, а демона в образе Свидригайлова.
Родион Раскольников отчаянно цепляется за идею: «цель оправдывает средства». Он — несчастный теоретик, убивший старуху и её ни в чём неповинную сестру, ради того, чтобы понять: он "тварь дрожащая" или "право имеющая"? Однако в попытках оправдать свою теорию Раскольников подвергает себя опасности. Важная деталь: Достоевский поворачивает острие топора на Раскольникова, подчеркивая то, что он не просто убил старуху, но и чуть не удил себя. Он отрицает мораль и Учения Христа, считая, что можно преступить все законы ради «всеобщего блага». Родион Романович верит в то, что он способен сделать мир лучше, управляя судьбами людей, однако стоит заметить, что никто не имеет права распоряжаться чужими жизнями. И всё же душе Раскольникова не чужды нежность, любовь и сострадание. Так, главный герой жалеет обманутую девушку на бульваре, отдает последние деньги Мармеладовым и пытается защитить старую «клячонку» во сне. Интересно то, что читатель готов простить такого Раскольникова и оправдать его преступление, не замечая собственного участия в нём. В конце концов, побеждает душа. Раскольникова ждет спасение, и серый, давящий Петербург и коморка, сводящая с ума, остаются в прошлом, а впереди широкий берег реки, простор и далекая песня. Раскольников, будучи уверенным в своих мыслях, сталкивается с событиями и явлениями, расшатывающими их достоверность. Это вызывает в нем дикую боль несовпадения и почти доводит его до полного безумия, потому что внутренняя душевная природа человека противоречит его безжалостным идеям. Обновлено: Опубликовал(а): Гека Вия Илмаровна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|