Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Революция по поэме Двенадцать (Блок Александр)

Поэма "Двенадцать" - это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе, в которой воплощена революционная действительность России, самое значительные произведение Блока, итог его сложного идейно-творческого пути. Она написана в январе 1918 г.. Это был исключительный трудный период для молодой Советской Республики. В.И.Ленин говорил, что "революция переживает тяжелые дни, когда многие готовы впасть в уныние и разочарование". Блок, исключительно чуткий к духу времени, и особенно к тяжелым, трагедийным сторонам жизни, не мог не отразить их в поэме.Ощущение грозного дыхания времени, переданное с такой огромной внутренней силой, буквально пронизывает это произведение. Сложность и драматизм поэмы во многом были определены сложностью и драматизмом труднейшего исторического периода.

Поэма пронизана образами разбушевавшейся стихии:

Черный вечер,

Белый снег-

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер-

На всем божьем свете!

Но стихия в понимании Блока - начало не только разрушительное, катастрофическое, но и преобразующее, очищающее общество и человека.

В начале поэмы красногвардейцы-дозорные - далеко не передовой отряд революционных рабочих. Но с развитием сюжета герои как бы преображаются, и тема "голытьбы" не перерастает в тему восставшего "рабочего народа", идущего вдаль"державным шагом". Поэма наполняется подлинным революционным пафосом:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем!

...

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Стихия воспринимается Блоком как великое, святое дело, очищающее мир, недаром, как символ святости этой борьбы, возникает в конце поэмы образ Христа, лишенный религиозной сути. Пафос революционной страсти неразрывно связан в поэме с отрицанием старого мира. Сатирически изображены его представители: барыня, поп, "вития" - буржуазный поэт, буржуй. Этот мир обречен:

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом вьется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродый,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир, буржуй, голодный пес - все эти образы пересекаются в поэме, и когда мы видим, в 17 веке главе голодного пса, следующего за красногвардейцем, это воспринимается как символ уходящего мира:

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

Но старый мир еще скалит зубы, и образ становится угрожающим:

Скалит зубы - волк голодный...

Но старый мир еще живуч, но "двенадцать", олицетворяющий новую, революционную Россию, прокладывает путь в будущее, осененное красным - кровавым - флагом в руках Христа. Блок еще неясно различал созидательные, движущие силы революции и поэтому, как указывал сам, вынужден был обратиться к этому образу-символу.

Поэма "Двенадцать" впервые в советской литературе подчеркнула вселенский размах революции. В то же время Блок показал, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными и чувствами. В этом отношении поэма стала новаторской. Блок стремился передать "музыку революции" и нашел новую художественную форму, которая помогла воссоздать ее. Поэма отличается ритмическим многообразием. Мощно и властно врываются в нее голоса, выкрики, песни, призывы, приказы, гомон и гул толпы - все то, что вызвано к жизни революцией и несет на себе ее печать, присущие ей черты.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.