|
Революция по поэме Двенадцать (Блок Александр)Поэма "Двенадцать" - это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе, в которой воплощена революционная действительность России, самое значительные произведение Блока, итог его сложного идейно-творческого пути. Она написана в январе 1918 г.. Это был исключительный трудный период для молодой Советской Республики. В.И.Ленин говорил, что "революция переживает тяжелые дни, когда многие готовы впасть в уныние и разочарование". Блок, исключительно чуткий к духу времени, и особенно к тяжелым, трагедийным сторонам жизни, не мог не отразить их в поэме.Ощущение грозного дыхания времени, переданное с такой огромной внутренней силой, буквально пронизывает это произведение. Сложность и драматизм поэмы во многом были определены сложностью и драматизмом труднейшего исторического периода. Поэма пронизана образами разбушевавшейся стихии: Черный вечер, Белый снег- На ногах не стоит человек. Ветер, ветер- На всем божьем свете! Но стихия в понимании Блока - начало не только разрушительное, катастрофическое, но и преобразующее, очищающее общество и человека. В начале поэмы красногвардейцы-дозорные - далеко не передовой отряд революционных рабочих. Но с развитием сюжета герои как бы преображаются, и тема "голытьбы" не перерастает в тему восставшего "рабочего народа", идущего вдаль"державным шагом". Поэма наполняется подлинным революционным пафосом: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем! ... Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Стихия воспринимается Блоком как великое, святое дело, очищающее мир, недаром, как символ святости этой борьбы, возникает в конце поэмы образ Христа, лишенный религиозной сути. Пафос революционной страсти неразрывно связан в поэме с отрицанием старого мира. Сатирически изображены его представители: барыня, поп, "вития" - буржуазный поэт, буржуй. Этот мир обречен: Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом вьется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес. Стоит буржуй как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродый, Стоит за ним, поджавши хвост. Старый мир, буржуй, голодный пес - все эти образы пересекаются в поэме, и когда мы видим, в 17 веке главе голодного пса, следующего за красногвардейцем, это воспринимается как символ уходящего мира: Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу! Но старый мир еще скалит зубы, и образ становится угрожающим: Скалит зубы - волк голодный... Но старый мир еще живуч, но "двенадцать", олицетворяющий новую, революционную Россию, прокладывает путь в будущее, осененное красным - кровавым - флагом в руках Христа. Блок еще неясно различал созидательные, движущие силы революции и поэтому, как указывал сам, вынужден был обратиться к этому образу-символу. Поэма "Двенадцать" впервые в советской литературе подчеркнула вселенский размах революции. В то же время Блок показал, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными и чувствами. В этом отношении поэма стала новаторской. Блок стремился передать "музыку революции" и нашел новую художественную форму, которая помогла воссоздать ее. Поэма отличается ритмическим многообразием. Мощно и властно врываются в нее голоса, выкрики, песни, призывы, приказы, гомон и гул толпы - все то, что вызвано к жизни революцией и несет на себе ее печать, присущие ей черты. Обновлено: Опубликовал(а): Marin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|