Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро? «Вишнёвый сад» (Чехов А. П.)

Для ответа на этот вопрос мы можем обратиться к творчеству Чехова.

Особенность описываемых им характеров в том, что ни один из них не является полностью положительным или полностью отрицательным — автор каждого из своих героев наделяет человечностью, где добро и зло гармонично сочетаются. Обратимся к произведению «Вишнёвый сад», в котором четко просматривается данная отличительная черта творчества писателя. Ермолай Алексеевич — это богатый купец, вышедший из семьи крестьян, работавших на семью Раневской. Он является собирательным образом общественного слоя финансистов, которых стало очень много после отмены крепостного права и ухода аристократической России.

Лопахин как «тонкая, нежная душа» предстает перед нами в своем прошлом.

Когда его избил в детстве отец, Раневская обработала его рану, и с тех пор уже много лет Ермолай Алексеевич питает к ней самые теплые чувства. Она проявила к нему доброту, и он действительно стремится отплатить ей тем же до последней минуты их встреч. Вероятно, Любовь Андреевна зародила в Лопахине и чувство прекрасного – именно она всю жизнь оставалась его идеалом. Ермолай Алексеевич видит красоту в окружающем его мире – мы можем наблюдать эту «тонкую, нежную душу», когда он говорит о «необъятных полях» и «глубочайших горизонтах» России.

Лопахин необразован, что является следствием именно происхождения и воспитания, себя он называет «болваном» и «идиотом», однако именно он был тем, кто предложил наиболее логичное решение в проблеме с вишневым садом – разделить участок на дачи под аренды. Да, это самое рациональное и выгодное решение с коммерческой точки зрения, но уже в ним мы можем увидеть «хищного зверя», ту самую отрицательную черту, приписанную Чеховым герою, в Лопахине – Раневская, женщина, которую он любит всей душой, которой он восхищается с юношества, безмерно любит и ценит этот сад, и, казалось бы, в её отношении у героя должна проявиться та самая «тонкая душа», положительная сторона героя, которая подсказала бы не предлагать такой бескомпромиссный вариант, но коммерческая жилка финансиста побеждает чувства Ермолая Алексеевича. Лопахина как «хищного зверя» мы также видим и в конце произведения : он не может дождаться, когда прежние хозяева вишневого сада уедут, и начинает прямо на их глазах вырубку этого места, являвшегося для них символом детства, радости и беззаботности.

Таким образом, Чехов раскрывает своего персонажа двусторонне — в нём мы видим и то самое зло, и добро, и именно сочетание этого делает Лопахина человечным в глазах читателя.

Другим примером служит Раневская. Она аристократична, красива, у нее хорошие манеры; женщина притягивает людей своим природным магнетизмом. Все готовы прийти ей на помощь, поддержать ее. Судьба Раневской трагична — потеря мужа, затем сына; она без оглядки убегает в Париж, не в состоянии больше терпеть эти душевные терзания; любовник бежит за ней, но вскоре обирает и бросает, даже несмотря на ее бесконечную любовь к нему. Однако женщина не падает духом, мы всё ещё видим её такой, какая она была прежде. «Вы все такая же великолепная», — говорит ей Лопахин. Это те светлые краски, то добро, показанное Чеховым в этом персонажа. Однако мы тут же знаем — да, она убежала, избавляясь от своих мук, но при этом бросив двоих дочерей здесь, в России, на произвол судьбы, одиноких и юных. Её обобрали, но она все равно не может отказать всем, кто просит у нее денег. Может, ей не позволяет её доброта, но почему же тогда она не думает о своих близких, которые буквально голодают от нехватки денег, которые она по привычке раздает? Такими темными тонами Чехов нам показывает свою героиню, как бы говоря: да, в каждом добре есть зло, и нельзя его исключать, нельзя не напоминать себе об этом, ведь именно это делает из нас человека. Таким образом, безусловно, в каждом добре есть зло, а в каждом зле — добро. Это является основой человеческой сущности, в которой обе стороны медали гармонично сочетаются; об этом нам пишет Чехов. Если бы каждый был нарисован лишь одним цветом, жизнь была бы однообразный, скучной и слишком предсказуемой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.