|
Образы красноармейцев в рассказах Бабеля «Письмо» и Шолохова «Продкомиссар» (Литература XX века)Гражданская война в России — период в истории, когда общество раскололось на два сильных противоборствующих лагеря, когда члены семей готовы были идти против друг друга ради отстаивания своих точек зрения на устройство общества. Стоит сказать, что Бабель и Шолохов — современники тех событий: оба восторженно встретили революцию, в годы Гражданской войны Бабель воевал в Конармии Будённого, а Шолохов работал в качестве продкомиссара. Рассказы этих писателей объединяют не только общая историческая основа, но и элементы повествования: авторы уделяют особое внимание взаимоотношениям героев с их отцами и осмысление происходящих событий. В Рассказе Шолохова «Продкомиссар» изложена семейная трагедия Бодягиных. Отец выгнал сына Игната из дома в четырнадцать лет, после конфликта. И вот спустя шесть лет Игнат оказался в родном селе продкомиссаром. Двух казаков, в том числе его отца, решено было расстрелять. В эпизоде смерти отца показано, что сын не жалеет о содеянном, так как выполняет свои обязанности: «Бодягин глянул на сани, ломтями резавшие лиловый снег сбочь дороги, сказал придушенно: - Не серчай, батя... Подождал ответа. Тишина. - Раз... два... три!». Немного иной сюжет лежит в произведении Бабеля. Рассказ «Письмо» представляет собой наивное и вместе с тем хладнокровное изложение мальчиком Курдюковым, членом Конной Армии, событий, недавно с ним произошедших. Повествование героя начинается с описания хозяйственных проблем и лишь после герой переходит к рассказу о гибели отца, что подчёркивается автором: «…во вторых строках письма…». Герой в силу возраста не обладает собственным языком и поэтому вынужден строить изложение разговора с отцом в форме сказки, с характерными для нее троекратными повторами:
Эпизод также демонстрирует хладнокровие и безразличие мальчика, который описывает услышанный им диалог и даже с сожалением добавляет, что не может полностью рассказать о кончине отца, так как «был усланый со двора». Бабель раскрывает ужас того времени, когда даже дети ставили классовую борьбу выше, чем благополучие собственной семьи. Однако в отличии от Игната Бодягина герои этого произведения в действительности не осмысляют происходящих с ними событий. Положение героев соотносится с положением героев поэмы Блока «Двенадцать», где они подобно мальчикам плывут по течению исторических событий и не в силах им сопротивляться. В произведении же Шолохова в эпизоде встречи Бодягиных показано идейное противостояние, которое выливается в ненависть: «Шесть лет не видались, батя, а говорить нечего? Старик зло и упрямо наморщил переносицу. — Почти не к чему... Стежки нам выпали разные. Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, — я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила». Отец в действительности не понимает, почему он должен отдавать нажитое своим трудом имущество, а для сына должностные обязанности и подчинение приказан оказывается гораздо значимее семейного благополучия. В заключении хочется отметить, что работы Шолохова и Бабеля были восприняты по-разному советской властью, что также связано с изображением красноармейцев. Бабель показывает жестокость красноармейцев и свирепость Конармии, которая готова уничтожать семейные узы и разрушает человечность, в то время как описание белых сил практически сведено к минимуму. Шолохов же описывает противников продразверстки, как жадных и нечестных людей и в то же время оправдывает жесткость красноармейцев: наряду с убийством отца Игнат спасает от голода сироту и искупает вину не только милосердным поступком, но и кровью. Конечно, советская власть с большим расположением отнесется к произведениям Шолохова, чем к творчеству Бабеля. Обновлено: Опубликовал(а): Margarita Astrahanskaya Внимание! Спасибо за внимание.
|
|