|
Биография Фонвизина.Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся место принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину. Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож» царских любимцев. Пушкин называет его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» («Евгений Онегин»). Фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему русскую жизнь, что Белинский назвал его сочинения «живой летописью» эпохи.
Годы учения.
В Москве на доме № 15 по Рождественскому бульвару висит мемориальная доска, на которой написано, что в этом доме родился и жил с 1745 по 1763 год Денис Иванович Фонвизин. Отец Фонвизина, помещик, служил в Москве чиновником. По словам Фонвизина, он отличался прямотой и неподкупной честностью. Заботясь о воспитании и образовании детей, он в 1755 году, как только открылась гимназия при Московском университете, отдал туда двух своих сыновей — Дениса и Павла. Учился Д. Фонвизин отлично, а потому, когда в начале 1757 года было решено представить попечителю университета Шувалову, жившему в Петербурге, десять лучших учеников гимназии, в числе их оказался и Фонвизин. Петербург произвёл на мальчика сильное впечатление. Он познакомился с Ломоносовым и выдающимися театральными деятелями и актёрами: Ф. Г. Волковым и И. А. Дмитревским. Особенно поразил его театр. «Ничто, — писал он, — в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел первый раз отроду... Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно...» В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступил в Московский университет. В студенческие годы Фонвизин пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм По выходе из университета Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Фонвизин продолжает интересоваться литературой и театром. Он бывает у видного в то время писателя Сумарокова, сближается с актёрами, писателями и театральными деятелями, ; пишет стихотворения и комедии, в которых выступает смелым обличителем царей и вельмож.
Комедия Бригадир.
В 1766 году (по другим данным — в 1769 г.) Фонвизин написал комедию «Бригадир». Ещё до постановки пьесы в театре Фонвизин читал свою комедию и в писательских кругах, и в домах вельмож. И сама комедия, и мастерское чтение её приковали к «Бригадиру» и его автору всеобщее внимание. О комедии заговорили. На автора обратил внимание Н. И. Панин, руководивший тогда внешней политикой России. Фонвизин становится его ближайшим помощником. Одной из основных тем комедии «Бригадир» является обличение низкопоклонства дворянства перед Западом, в частности перед всем французским. В центре пьесы стоит образ сына бригадира — Иванушки. Он получил воспитание в пансионе, содержателем которого был француз, бывший кучер. После этого он некоторое время провёл в Париже, и это окончательно вскружило его небогатую умом голову. Приехал он оттуда совсем офранцуженным, с модными манерами и с презрением ко всему русскому. Говорит он какой-то нелепой французско-русской речью и всячески подчёркивает своё высокомерно-презрительное отношение к русским обычаям и нравам, к родному языку. Фонвизин показывает, какие результаты получаются от неправильного воспитания, к какому нравственному уродству оно приводит. Восставая против слепого преклонения дворянства перед всем иностранным, Фонвизин тем самым боролся за самобытную, национальную русскую культуру, за подлинное образование и воспитание молодого дворянского поколения. Но в комедии поставлена не только эта тема. Здесь затронуты многие стороны жизни и нравов помещичьего класса. Тип грубого и невежественного деспота-военного дан в образе бригадира. Советник — плут и взяточник, наживший взятками состояние, лицемер и ханжа. Особенно жизненно правдив и выразителен образ бригадирши Акулины Тимофеевны. Это скупая, ограниченная и забитая женщина, но не лишённая добродушия, безропотно покоряющаяся мужу и по своему невежеству восхищающаяся своим дураком-сыном. Фонвизину удалось первому из русских писателей создать настоящую русскую пьесу. В ней были живые люди, которые говорили простым разговорным языком и действовали в правдиво нарисованной бытовой обстановке.
Комедия Недоросль.
В самую мрачную пору екатерининского царствования, когда шёл безудержный грабёж страны, когда сотни тысяч государственных крестьян превращались в крепостных и угнетение крестьянства приняло зверские формы, Фонвизин выступил на борьбу со всем этим злом: он написал свою замечательную комедию «Недоросль». Комедия имела исключительный успех у публики. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общества, обратившей особенное внимание на политическое содержание комедии. Действительно, «Недоросль» является не бытовой, а социально-политической комедией, которая сатирически осветила многие важные стороны социальной и политической жизни страны. В речах Стародума были высказывания, которые отражали взгляды наиболее передовых и просвещённых людей того времени. Бытовая сторона жизни была подвергнута обличению также с точки зрения этих передовых взглядов.
Публицистика Фонфизина.
В 1782 году Фонвизин вышел в отставку. Освободившись от службы, он всецело отдаётся литературной работе. В журнале «Собеседник любителей российского слова» Фонвизин напечатал свои «Вопросы». Екатерина, принимавшая участие в журнале, ответила на эти «Вопросы». По этим ответам видно, как Екатерина была раздражена смелостью и вольномыслием автора «Вопросов». Фонвизин, например, поставил вопрос о политике императрицы в области законодательства: «Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?» Екатерина прикрикнула на автора: «Оттого, что сие не есть дело всякого». Фонвизин спрашивает: «Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а нынче имеют и весьма большие?» Екатерина ответила: «Предки наши не все грамоте умели. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели». В другом номере «Собеседника» появилась статья Фонвизина «Челобитная Российской Минерве от российских писателей». «Челобитная» — прошение от русских писателей к Екатерине II с жалобой на угнетение литераторов и литературы вельможами, у которых «умы не родовые, а жалованные». После этой статьи Фонвизину закрыли доступ к печати. Следующая приготовленная им статья «Всеобщая придворная грамматика» не была допущена в печать и распространялась уже в рукописном виде. Эта статья была направлена против правительства, вельмож, придворных подхалимов. Вот отрывки из этой статьи: «Вопрос. Что есть придворная грамматика? Ответ. Придворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером. Вопрос. Что значит — хитро льстить? Ответ. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна... Вопрос. Что есть придворный падеж? Ответ. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным».
Последние годы жизни.
В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку начать издание журнала, который должен был называться «Друг честных людей, или Стародум», но разрешения на издание журнала не получил. Фонвизин начал писать воспоминания «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил их: смерть прервала работу. Умер Фонвизин I декабря 1792 года. Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|