Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Познавать — значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает» (И. Кеплер) (ЕГЭ обществознание)

В данном высказывании И. Кеплер говорит о взаимосвязи чувственного и рационального познания. С одной стороны, человек не может познавать этот мир, не опираясь на чувственное познание этого мира, ведь наши органы чувств, которые и сообщают нам информацию из внешнего мира, являются единственной связью, которая нас связывает с миром. Однако, с другой стороны, человек обладает специфическими операциями мышления, которые обрабатывают эту информацию. Эти приёмы мышления оказывают огромное влияние на нашу познавательную деятельность, порой даже изменяя наше чувственное представление об объекте, искажают его.

Познание — это процесс постижения человеком новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, самого себя.

Но с чего начинается познание? С чувственного восприятия окружающего мира. Уже в младенчестве человек пытается наблюдать то, как окружающий мир выглядит, как он тактильно ощущается и так далее. Другими словами, именно ощущение предшествует всем другим процессам познания. Человек не может познавать этот мир, не исследуя его с помощью своих органов чувств, так как человек не имеет другого способа проникнуть в сущность предметов окружающего мира. Таким образом, познание человека начинается с восприятия этого мира с помощью своих органов чувств.

Так, например, я каждый день использую пальцы, чтобы понять степень сухости моей кожи. А в процессе намазывания я либо испытываю раздражение кожи, либо нет и в соответствии с этим принимаю решение о необходимости сменить увлажняющее средство. Итак, ощущения составляют первейшую степень познания и помогают нам ориентироваться в мире.

Однако, нельзя утверждать, что человеческое познание детерминировано чувственным познанием. Уже в процессе формирования у человека восприятия и, наконец, представления, человеческое мышление начинает играть существенную роль. Мышление — это способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека. Уже в процессе формирования у человека восприятия, то есть совокупности ощущений, мышление человека занимается обобщением ощущений, полученных от органов чувств, а также их анализом и синтезом, чтобы выделить принципиально важные качества. Также, мышление начинает сравнивать познаваемый объект с другими и именно в связи с этой необходимостью у человека формируются понятия, то есть обозначения тех или иных ощущений, а также суждения, то есть взаимосвязь понятий. Позже, в процессе чувственного познания мышление человека играет уже ведущую роль, так как всё воспринимаемое преломляется через понятийный аппарат мышления, который с возрастом становится всё менее восприимчив к новой информации. Таким образом, рациональное познание, сформировавшись, начинает влиять на чувственное познание, так как вписывает его в определённый понятийный и мыслительный аппараты.

Так, например, сознание первобытного человека, в представления которого входила необходимость проведения определенного ритуала, чтобы на следующий день встало солнце, оказывался глух к своим органам чувств в ситуации, при которой он не исполнил ритуала, но солнце всё равно взошло. Мышление подобного человека оказывалось не проницаемо реальностью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.