|
Проблема сохранения богатства русского языка (ЕГЭ по русскому)Язык — среда обитания народа и каждого человека. В. К. Журавлев
Как часто мы не замечаем то, что мы говорим и как мы это делаем. Мы не видим язык, но стоит ему приобрести форму, цвет, может даже свой запах, и тогда современные люди поймут, ужаснувшись его загрязненности, как упал наш уровень общения, по сравнению с предыдущими поколениями. Литературные критики часто говорят, что век настоящих писателей и поэтов давно истек, мы больше не способны так мелодично и ценно выражать свои мысли, вплетая в них глубокий смысл, чтобы передать потомкам. Тогда можем ли мы что-то оставить после себя, раз сами тормозим развитие родного языка? Именно над этой проблемой сохранения русского языка задумывается в своем тексте советский и российский лингвист-славист Владимир Константинович Журавлев. Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор напоминает, что вся наша жизнь протекает через систему языка, он ведёт нас в науки и позволяет контактировать с обществом. «Мы «дышим» речевой продукцией своих соплеменников» — замечает Владимир Журавлев, подразумевая под своими словами глубокую зависимость индивида от его окружения. Любого человека можно научить думать, грамотно выстраивать свою речь, даже воспитать в нем привычку к формулированию целых текстов, если поместить его на какое-то время в среду интеллигентных, образованных, культурных людей. Волей-неволей он «заразится» их образом жизни, потихоньку начнет личное исправление, корректировку поведения. Это может означать только одно: выражаясь в пределах своей языковой культурой мы несем ответственность за окружающих людей, имеем над ними власть на подсознательном уровне, оставляя специфичный отпечаток на возможностях других людей. Однако стоит следить за своей речью, развивать её, учась искусству языка у великих мастеров, не только из-за ответственности перед современниками, но и перед всем русским народом, который жил до нас, и который унаследует русский язык в том виде, в каком мы его оставим. «Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа» — отмечает автор. В тот момент, когда подросток перестает ставить запятые в СМС-сообщениях, проверять пунктуацию в социальных сетях подобно сверстникам, он встает на путь невозврата, рискуя даже не вырасти здоровым духовно человеком, умеющим мыслить. Вслед за ним другие, считающие данного подростка авторитетом, школьники начинают деградировать, потихоньку затягивая за собой окружающих. Такая же ситуация обстоит с устной речью, когда компания незнакомцев, скажем, на автобусной остановке, выражаются нецензурной бранью недалеко от компании детей. Позволяя себе деградировать, человек не замечает, как бросает цель на остальных людей, разрешая своим дурным поведением морально-нравственный упадок целой нации. Таким образом, оба примера дополняют друг друга, привода нас к закономерному выводу: языковая культура целой нации начинается с речи одного человека. Мы говорим и заражаем весь мир, заставляя людей «дышать» этими производными. Мы должны бережней относиться к собственным мыслям, очищать свой стиль речи и придерживаться правил нашего языка, чтобы сохранить его для современников, а самое главное для потомков. Позиция автора ясна и однозначна: на сегодняшний день природа нашего языка, его сфера существования в обществе загрязнена, отравлена. Язык задыхается и умирает, потому что человечество больше не считает его высшей ценностью, не считает для себя первостепенной задачей его беречь. Однако, если каждый гражданин будет выражаться согласна своим желаниям в обход правил русского языка, его норм, то от «великого и могучего» ничего не останется. Мы обязаны воспитать в себе языковую культуру, чтобы потом, в назначенное время, передать её детям. Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что мы не имеем права так безответственно относиться к родному языку, благодаря которому вообще существуем. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, советский и российский филолог, академик, однажды сказал: «Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает». Ведь действительно, самое главное, что человек думает на родном языке, то есть отождествляет себя с ним и считает неотъемлемой частью своего существа. Язык так же, подобно живому организму, способен развиваться и впитывать в себя знания, потому что постоянно контактирует с другими живыми организмами, людьми, и перенимает их привычки. Если мы не сбережем для следующих поколений эту сокровищницу, то наша страна утратит свою суть, свою силу, свой дух. А как не вспомнить великие слова поэта Александра Кушнера, радеющего за сохранение культурной речи, в которых отразилась вся любовь к родному языку и огромный страх за его судьбу, слова, призывающие нас опомниться: Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет. Те, кто писал на нём, промахнулся с заветной лирой… Горе нам, бедным, теряющим речь, увы; Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму. В заключении хотелось бы поднять из пыли времен имя писателя, основателя русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: «Великий народный педагог — родное слово». Обновлено: Опубликовал(а): София Разникова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|