Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




8. Как данный эпизод связан с последующим развитием событий в «Отцах и детях»? 9. В каких произведениях русской литературы изображаются герои, защищающие новые идеи, и в чём этих героев можно сопоставить с тургеневским Базаровым? (ЕГЭ по литературе)

8. Предложенный для анализа фрагмент «Отцов и детей» относится к началу романа; в нём, как я думаю, обозначается завязка конфликта Павла Петровича и Базарова. В диалоге с Аркадием Павел Петрович старается узнать, «что собственно такое» Базаров. В этом фрагменте начинает звучать главная антитеза романа — противостояние молодых, нигилистов, и людей «старого века», живущих, опираясь на принципы и нравственные ценности.

Хотя Павел Петрович говорит «ну это, я вижу, не по нашей части. Мы люди старого века…», он предвзято относится к Базарову и на протяжении всего романа будет спорить с ним, пытаясь доказать его неправоту и навязать своё мнение. В диалоге героев становится видно отношение Павла Петровича к Базарову («скажи: который ничего не уважает», «посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве»), а также показано раздражение, которое вызывает у него Базаров; оно будет нарастать в романе вплоть до дуэли, кульминационного момента в противостоянии Базарова и Павла Петровича.

Также в данном эпизоде намечается авторское отношение к Павлу Петровичу Кирсанову, которое позволяет увидеть, чью позицию в противостоянии героев занимает автор. Эпизод начинается с описания костюма Кирсанова, «галстучка» и «тугих воротничков рубашки». Всегда, когда герой появляется в романе, Тургенев будет давать описание его щегольской одежды, в противовес чему с появлением своих «любимых» героев (например, Базарова или Николая Петровича), Тургенев будет изображать пейзаж, увиденный как бы их глазами.

9. Герои, защищающие новые идеи, показаны во многих произведениях русской литературы, в том числе в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Главный герой «Горя от ума», Чацкий, как и Базаров, является приверженцем прогрессивных идей и остаётся к концу произведения одинок в своих суждениях. В отличие от Базарова, который много работает и является деятельным человеком, что часто подчёркивает Тургенев (Базаров рано встаёт и идёт делать опыты; «Базаров работал, а Аркадий сибаритствовал» и т. д.), Чацкий, кажется, не имеет постоянного занятия, не служит ни на военной, ни на штатской службе, и в произведении только произносит пространные монологи. Если Базаров признаёт науку и занимается ей, то Чацкий только говорит о том, что необходимо появление молодого человека, «вперившего» бы в науки «ум, алчущий познаний».

Базаров, в отличие от Чацкого, не навязывает никому свою точку зрения, он спорит с Павлом Петровичем неохотно, в то время как Чацкий, отстаивая свои убеждение и пытаясь донести их до других, активно спорит с Фамусовым; каждый монолог одного из героев порождает ответный монолог другого. У Базарова есть единомышленники; своим учителем поначалу его считает Аркадий, во многих взглядах с ним сходится Одинцова; Чацкий же не находит поддержки ни в ком из фамусовского общества. Обладая определенным типическим характером и мировоззрением, Чацкий и Базаров принадлежат к разным литературным типам. Если «новый человек» Базаров будет ещё «долго маячить на свете» (его идеи воплотятся в будущем), то «лишний человек» Чацкий вынужден покинуть Москву и «искать по свету, где сердцу оскорблённому найдётся уголок».

Петя Трофимов из «Вишнёвого сада», как и Евгений Базаров, категоричен в своих суждениях. Оба они — герои-разночинцы, оба говорят а необходимости трудиться ради будущего. При этом Петя, по сути, ничего не делает, он — «вечный студент», о чём иронично напоминает Чехов на фоне его монологов о будущем и о «гордом человеке». Защищая свои взгляды, Петя Трофимов, в отличие от Базарова, произносит речи о высшей цели, к которой идёт человечество, о прекрасном будущем. В сочетании с такими деталями, как калоши, которые Петя не может найти, кажется смешным, что он без калош собирается идти в светлому будущему «в первых рядах». Таким образом, в Пете есть черты комического героя, чего точно нельзя сказать про Базарова.

При этом и Чехов, и Тургенев говорят о том, что, в возможно в изменённом виде, но идеи их героев воплотятся в жизнь в будущем. Так, Чехов «даёт право» Пете Трофимову если не «дойти» к будущему самому, то «указать дорогу» потомкам.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском