|
Роль лирических отступлений в поэме «Мёртвые души» пример (Гоголь Н. В.)Лирические (или авторские) отступления — это внесюжетные фрагменты, служащие для высказывания личных чувств и мыслей автора. С их помощью, а также с помощью вставных эпизодов (“Повесть о капитане Копейкине”, притча о Кифе Мокиевиче и о Мокии Кифовиче) Гоголь в поэме “Мертвые души” выражает собственную точку зрения на самые важные проблемы общественной жизни современной ему России. Например. в первой главе, рассуждая о “толстых” и “тоненьких”, автор осуждает сложившийся чиновничий аппарат, в котором все значительные посты занимают чопорные, заурядные личности, крепко сидящие на государственных местах, которые после становятся “славными русскими баринами”. Свое негативное отношение к слепому чинопочитанию, лести и угодничеству Гоголь выражает в другом авторском отступлении, используя при этом иронию: “...на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.” В этом фрагменте отмечены как богатство русской речи, многогранность поведения русского человека, так и корыстность целей, в которых они используются. Однако, говоря о великом русском языке, Гоголь не может не выразить своего восхищения в другом отступлении: “Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”. Сказанное простым мужиком, “неупотребительное в светском разговоре”, но сказанное в самом искреннем душевном порыве, — такое слово ценится Гоголем выше любых высокопарных льстивых речей помещиков и чиновников. В поэме важную роль играют и другие внесюжетные элементы: “Повесть о капитане Копейкине” и притча о Кифе Мокиевиче и о Мокии Кифовиче. В первом изображены распространенные в России равнодушие и бесчеловечность чиновников. Во втором — два совершенно различных типа русского человека, чьи противоположные качества для большего контраста выражены с помощью гиперболы. Притча порождает риторический вопрос и личное обращение автора к читателю: “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду? Вы боитесь глубоко устремленного взора, вы страшитесь сами устремить на что-нибудь глубокий взор...”. Завершает произведение самое светлое и патриотичное лирическое отступление, заключающееся в сравнении России с несущейся “необгонимой тройкой”. Оно полно веры в собственную страну и надежды на лучшее будущее. Таким образом, многочисленные разнообразные внесюжетные фрагменты имеют важное значение в поэме “Мертвые души”. В них содержатся серьезные философские рассуждения, с их помощью выражаются патриотические чувства автора, осуждаются сложившиеся социальные устои. Обновлено: Опубликовал(а): lokiiid Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|