|
17.3 Какими мотивами и образами представлена любовная лирика А. Ахматовой? (ЕГЭ по литературе)Творчество А. А. Ахматовой относится к акмеизму, что означает отказ от символистской многозначности образов, возвращение к материальному миру и точному значению слова. Произведения поэтессы поистине воплощают принцип «прекрасной ясности», так как она поднимает важные проблемы, которые находят отклик в сердцах многих. Отдельное место в творчестве Ахматовой занимает любовная лирика. Лирическая героиня проходит испытание невзаимной любовью, а с помощью психологизма автор позволяет прочувствовать все её переживания. Рассмотрим примеры таких произведений. Во-первых, мотив расставания и безответной любви является центральным в творчестве поэтессы. Так, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью» образ возлюбленного представлен как нечто возвышенное и самое дорогое для лирической героини, поэтому она не может принять расставание и из-за всех сил старается не обрывать связь с любимым: Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру» Такие эпитеты как «терпкая печаль» позволяют прочувствовать всю душевную боль лирического субъекта, которая всё ещё надеется на взаимность. Однако именно символ «темной вуали» всё же отрицает счастливое будущее пары, олицетворяя тьму, окутывающую душу. Строки «отчего ты сегодня бледна?» являются неким сравнением с покойницей, так как чувства мучают лирическую героиню и обрекают на душевную гибель, вызванную расставанием. Во-вторых, мотив любви-трагедии является также значимым. В элегии «Песня последней встречи» переживания лирического субъекта настолько гиперболизированы, что поэтесса подчеркивает именно жертвенность и полную отдачу любви: Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!» Ахматова отмечает самоотверженность лирической героини и желание всеми силами сохранить любовь, поэтому стихотворение проникнуто чувством взволнованности и потерянности. Желтый свет от свечей в спальне — олицетворение неспокойствия и тревоги, сгущающей краски в душе лирического «я». Иными словами, осознание неминуемости расставания приводит к разочарованию и душевному опустошению. Мотив одиночества также присутствует в этом стихотворении. Это раскрывается в строках: Показалось, что много ступеней А я знала — их только три! Лирическая героиня словно потеряна, ощущая себя одиноко без возлюбленного рядом. В-третьих, любовная трагедия Ахматовой находит воплощение даже в образах природы. Например, в «Заплаканная осень, как вдова» описывается состояние лирической героини уже после расставания. Произведение овеяно тоской, причиной которой являются воспоминания, которые разрушают душу. Пейзаж словно дополняет мрачное состояние героини, добавляя трагизма: Заплаканная осень, как вдова В одежда чёрных, все сердца туманит… Перебирая мужчины слова, она рыдать не перестанет. Пафос произведения печальный, что подчеркивается черным траурным цветом, словно лирический субъект на похоронах возлюбленного. Так, мотив забвения и освобождения находит воплощение в этой любовной элегии, но не наделяя лирическую героиню легкостью, а, напротив, возлагая на её плечи тяжкий груз воспоминаний. Несмотря на это, она всё ещё надеется, что с приходом зимы её страданиям придёт конец. В заключение хочется добавить, что любовная лирика Ахматовой проникнута тончайшим психологизмом, который заставляет сопереживать лирической героине. Любовь в творчестве поэтессы представлена как безрадостное чувство, заставляющее страдать и бороться с судьбой за счастье с любимым. Обновлено: Опубликовал(а): sany.aaa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|