|
17.4 Тема любви в современной поэзии (ЕГЭ по литературе)К теме любви обращались многие русские классики, но и в современной поэзии есть множество произведений, в которых писатели размышляют об отношениях мужчины и женщины, возвышенных чувствах и прекрасной поре беззаботной влюбленности. Однако есть немало стихотворений о любви-трагедии, которая причиняет боль, заставляет страдать и скучать по утраченным счастливым мгновениям. Рассмотрим примеры таких произведений. Во-первых, к любовной лирике можно отнести стихотворение Беллы Ахмадулиной «Дождь в лицо и ключицы». Лирическая героиня только осознает свою влюбленность и находится в предвкушении романа. С помощью пейзажных зарисовок поэтесса передает взволнованность лирического субъекта, ожидание чего-то нового: Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем. Такое сравнение позволяет судить о нечаянно нагрянувших чувствах, которые воодушевляют лирическую героиню. Ахмадулина также использует метафоры: …разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу. С их помощью становится понятно, что у лирического субъекта есть за плечами печальный опыт. Однако вопреки всем страхам лирическая героиня готова полностью отдаться прекрасному чувству любви и поэтому не препятствует своим душевным порывам. Иными словами, в приведенном стихотворении поэтесса повествует о первых порах влюбленности и желании наслаждаться ею. Во-вторых, обратимся к стихотворению Евгения Евтушенко «Солёные брызги блестят на заборе…». В этом произведении автор, ведя негласный диалог с любимой, рассказывает об их взаимоотношениях. Наслаждение теплым летним вечером прервала ссора, ставшая причиной переживаний возлюбленной, но лирический герой вовсе не торопит развязки отношений, а, наоборот, старается успокоить возлюбленную. Евтушенко использует аллитерацию для большего внимания к желанию помириться и вновь погрузиться в атмосферу безграничного счастья: Любимая, спи - позабудь. что мы в ссоре. Представь, просыпаемся. Свежесть во всем. Мы в сене. Мы сони, И дышит мацони Откуда-то снизу, из погреба, - в сон. Красной нитью на протяжении всего стихотворения проходит мотив заботы о возлюбленной. Нежное и трепетное отношение показано при помощи лексического повтора: «Любимая, спи…». Кольцевая композиция так же отражает то, насколько отношения важны для лирического героя. Евтушенко подчёркивает, что лирический субъект чувствует на себе вину за переживания и тоску любимой, поэтому старается ее оградить от печали, окутав любовью. В-третьих, в своих произведениях поэты повествовали не только о счастливых мгновениях. Мотивы страдания, разлуки находили свое отражения в творчестве Бродского, например, в стихотворении «Я вас любил». Стоит выделить аллюзию автора: лирический герой подражает Пушкину и обращается к строкам его стихотворения с тем же названием, однако по настроению и духу их произведения диаметрально противоположны. Бродский, используя антитезу, противопоставляет свое восприятие расставания с отношением Пушкина к разлуке и показывает, что лирический субъект всё ещё страдает. Нет привычной возвышенности в строках Бродского: он злится, дважды поминая чёрта: Все разлетелось к черту на куски. Иосиф Александрович гиперболизирует свои ощущения, показывая всю свою боль и темперамент. Ссылаясь на Пушкина, который смиряется с тем, что ему не суждено добиться взаимности, Бродский готов покончить с собой, лишь бы прекратить боль израненного сердца. Пушкин желает возлюбленной счастья, а Бродский отказывает своей даме в новой красивой любви: Я вас любил так сильно, безнадежно, как дай вам Бог другими — но не даст! Так, чувствуется страсть современного влюблённого с присущим ему темпераментом и даже максимализмом. Таким образом, современная любовная лирика позволяет прочувствовать спектр эмоций и чувств: от нежной влюбленности и трепета до нескончаемой, душераздирающей и мучительной боли от расставания. Обновлено: Опубликовал(а): sany.aaa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|