Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.2 Какую роль сыграла в судьбе Родиона Раскольникова Соня Мармеладова? (ЕГЭ по литературе)

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является первым философско-религиозным романом, в котором писатель на примере своих героев выявил ключевые моменты человеческого существования и понял природу зла. Главная героиня произведения, Соня Мармеладова, —нравственный идеал автора, олицетворяющий смирение, жертвенность и веру. У девушки непростая судьба, однако это не мешает ей помочь Родиону Раскольникову, который, наоборот, является гордой бунтарской личностью, встать на путь нравственного перерождения. Живая деятельная любовь Сонечки к людям смогла воскресить душу Родиона, ведь в итоге победила правда смиренницы Сони, а не теория Раскольникова.

Рассмотрим историю спасения героя на примере его трех встреч с Мармеладовой, так как с каждым разом девушка открывала герою глаза на жизнь. Первая встреча молодых людей происходит после поминок отца Сони, когда Раскольников приходит в комнату к девушке, чтобы лично с ней поговорить.

Во время этого визита между героями происходит важный диалог о Боге, в котором сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова. Автор отмечает, что изначально Родион смотрел на героиню как бы свысока, а она не понимала его цинизма, но разговор достаточно быстро стал откровенным, когда герой разглядел в беззащитной Соне родственную душу. Используя глубокий психологизм, Достоевский показывает, что его герой понимает, что девушка тоже преступила, но осталась чистой душой, а потому ей можно верить. Значимым является эпизод, когда молодой человек просит прочитать ему отрывок из Евангелия от Иоанна про воскресение Лазаря – становление на истинный путь:

— Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. — прошептала она тихо и как то задыхаясь.

— Читай! Я так хочу! — настаивал он, — читала же Лизавете!...

В данном эпизоде Достоевский показывает читателю, что между молодыми людьми уже зародилась некая ментальная связь. Соня своей энергетикой и верой начинает исцелять Раскольникова от душевного недуга. Безусловно, до раскаяния ещё далеко, однако героиня становится единственной, в ком герой начинает видеть родного по духу человека.

С каждой встречей Раскольников медленно, но, верно приближается к возрождению души, которое в конечном итоге не случилось бы без глубоко верующей Сонечки. Автор обращает внимание на то, что Родион решает наконец сорвать с себя маску циничности и холодности перед доброй и чистой Соней. Молодой человек действительно не понимает, как она остается чистой душой, несмотря на свой жизненный путь. Доброта и любовь девушки обезоруживают героя. Достоевский отмечает, что Родион начинает говорить с героиней по-другому:

Он вдруг переменился; выделанно нахальный и бессильно вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел ...

Узнав убийцу в лицо и причины содеянного, Соня не отворачивается, а, напротив, сострадает. Писатель подчеркивает важную художественную деталь: в конце беседы героиня предлагает Раскольникову надеть её крест, но молодой человек даже тогда ещё далёк от покаяния, что Соня также чувствует:

Да, да, лучше, лучше <...> как пойдешь на страдание, тогда и наденешь. Придёшь ко мне, я надену на тебя, помолимся и пойдем...

С этого момента девушка становится единственной его путеводной звездой — Раскольников следует за ней для духовного очищения.

К развязке произведения читатель понимает, что Соня стала олицетворением совести Родиона. Почему именно она? Достоевский в каком-то смысле называет молодых людей героями-двойниками. Он обращает внимание на то, что они оба преступили из любви к людям, но только Мармеладова жертвовала своей жизнью ради других, а Раскольников чужими жизнями. Своим долгом жертвенная Соня считает помочь и Раскольникову, для которого она служит примером смирения и чистоты души, несмотря на все грехи. Развязкой становится третья и решающая встреча молодых людей. Именно Мармеладова приводит героя к раскаянию. Моментом очищения становится эпизод с кипарисовым крестиком — символом веры, покаяния:

...Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик...

Так, девушка спасла Раскольникова от окончательного разочарования в жизни и потери связи с обществом, ведь она была единственной ниточкой с миром людей, за которую так крепко держался молодой человек.

Подводя итог, можно добавить, что именно деятельная любовь Сони к людям помогла Раскольникову отказаться от его теории. Роль образа героини в романе Достоевского буквально судьбоносная, ведь без неё Родион Раскольников не смог бы противостоять антигуманной теории и покончил жизнь самоубийством. Пример Сони демонстрирует читателю образ смиренницы, которая своей верой смогла воскресить душу, казалось бы, безнадежного человека.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.