Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.2. Пейзажная лирика А. А. Фета (ЕГЭ по литературе)

Афанасий Фет — один из ярчайших представителей пейзажной лирики. Его стихотворения сочетают в себе легкость и яркие, точно прорисованные образы природы. Произведения этого поэта имеют характерные особенности, которые можно рассмотреть на примере нескольких стихотворений.

Многие работы автора поражают мастерством, проявляющимся в синтаксисе и лексике. Так, в стихотворении «Это утро, радость эта…» важной особенностью является то, что поэт не использовал ни одного глагола, но изобразил весну в динамике.

Существительные будто передают движения природы, которая кажется живой: «крик», «говор», «зык и свист», «трели». Также интересны средства выразительности, использованные поэтом. Они сближают читателя с атмосферой весны, изображаемой в произведении. Например,

многочисленный повтор «эти» вызывает чувство единения с природой, которая кажется близкой и родной. Кроме того, указательное местоимение «эти» также является анафорой и придает стихотворению легкость восприятия, характерную фетовской лирике. Что касается фонетических средств, в строках «Эти мошки, эти пчелы,/ Этот зык и свист» аллитерация выражается в повторении глухих звуков, воссоздающих жужжание весенних насекомых.

Ещё одним особенным стихотворением Фета является «Шепот, робкое дыханье…». Оно схоже с произведением «Это утро, радость эта…» тем, что поэт не использует ни одного глагола для изображения пейзажа. Но «говорящие» существительные, отражающие действия, будто передают звуки и движения: «шепот», «дыханье», «трели», «колыханье», «лобзания и слезы». Фет вновь мастерски использует средства выразительности для передачи всего одного явления — зари. Не говоря напрямую о времени, автор дает понять: изображается заход солнца. Представить ясную картину того пейзажа помогают эпитеты «сонный», «робкий», «ночные», «дымный». Также интересны фонетические приёмы, передающие настроение лирического героя. В первых двух строфах аллитерация проявляется в закономерном повторении глухих звуков «с», «т», «ш»: «Шепот, робкое дыханье,/ Трели соловья,/ Серебро и колыханье/ Сонного ручья…». В последнем катрене звукопись проявляется в повторяющемся звонких звуках «р» и «з», передающем радость и эмоциональность лирического «я» поэта в чудесный момент зари: «пурпур розы», «И лобзания, и слезы,/ И заря, заря!..». Использование риторического восклицания завершает интонационный рисунок стихотворения поэта, повтор придает ему радостное настроение.

Можно сделать вывод, что пейзажная лирика Фета отличается частым использованием средств художественной и фонетической выразительности, точному изображению образов природы. Автор мастерски применяет различные приемы, вызывает положительные эмоции и позволяет прочувствовать атмосферу изображаемых им пейзажей. Поэт способен передать красоту разных явлений на ассоциативно-образном уровне, что делает его произведения особенными.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.