|
17.2 В чём состоят преступление и наказание Раскольникова? По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)В 1866 году Фёдор Михайлович Достоевский, находясь на каторге, написал роман, темой которого стали тяжести жизни бедных слоев населения, их озлобленность на мир. «Преступление и наказание» получило широкий отклик со стороны Писарева, Цвейга, Анненского и других критиков. Основной проблемой становится бунт и угнетённость нищих людей, оказавшихся на социальном дне. Главный герой, студент Раскольников — заложник своей нищеты. Ему необходимы деньги, и он занимает их у старухи-процентщицы Алёны Ивановны. Под влиянием ряда обстоятельств (встреча с Мармеладовым в трактире, осознание своей нищеты, история самого Мармеладова) Раскольников выстраивает в своём разуме теорию о том, что все люди делятся на «тварей» и «право имеющих». Относя себя к «право имеющим», а старуху к людям ненужным, «тварям», герой приходит к выводу, что убийство стоит того, чтобы помочь обществу, избавить его от лишнего человека. Раскольников сравнивает себя с Наполеоном и, как ему кажется, вершит правосудие. Он убивает старуху и ее сестру Лизавету, оказавшуюся свидетелем, но в этом ли его преступление? Я думаю, что настоящее преступление состоит в том, что Родион допустил мысль об убийстве. Он перешагнул через моральные принципы и устои, вообразил, что может быть карателем, выдвинул, казалось бы, правильную и вполне доказательную теорию. Но герой не учёл главного — человеческих чувств. Он решил, что может убить, сделать лучше, и для не будет никаких последствий, но его настигают душевные переживания. Эти терзания и становятся наказанием Раскольникова. Страшен не арест и не каторга, страшны эмоции человека, который понимает, что убил. Родион пытается оправдать себя, доказать правоту самому себе, в конце концов он задается вопросом: «Тварь я дорожающая или право имею?». Ему кажется, что он сделал правильный выбор, но на протяжении всего сюжета, он повторы мучается от сомнений, от страха, что кто-то узнает. Особой частью композиции романа являются сны. Каждый несёт страх и боль, осознание того, что поступок героя был неверен. В одном из снов Раскольников видит будто мертвых людей, а сам он над ними, он — Наполеон. Но от того, как он возвысился, ничего не изменилось, теперь уже мертвая старуха смеётся над ним повторы вместе со всеми. Наказание Раскольникова в его собственных мыслях, в его осознании, что он совершил преступление и совершил его зря. Но и у Родиона есть пути спасения. Помогает герою возлюбленная, Соня Мармеладова. Ей Родион признаётся в содеянном, после чего слушает совет девушки, отправляется на перекрёсток и произносит: «Я убил!». Героя увозят на каторгу, Соня отправляется за ним. Казалось бы, вот его наказание. Но Раскольников спокоен, ведь он сам наказал себя и отбыл это наказание. Можно сделать вывод, что преступление — это не сам поступок, а наказание — не реакция людей на него. Возможно и само слово преступление несёт не только тот смысл, который видится на первый взгляд. Может автор имел в виду, что каждое совершенное преступление одновременно является и преступлением через себя, свои устои. А наказание — это осознание совершенного, и никто, кроме самого героя, не способен его наказать, ведь свою вину надо понять и выстрадать, и только тогда произойдёт духовное очищение. Обновлено: Опубликовал(а): Александра Елисеева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|