|
В чём состоит смысл и миссия искусства? Человек и искусство. Суровость искусства. Искусство без прекрас по В. М. Гаршину «Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии, подающий огромные надежды...» по критериям 2020 (ЕГЭ по русскому)У большого числа людей при слове «искусство» перед глазами появляются античные статуи, отражающие красоту тела человека, или же в голове начинает играть концерт для фортепиано С. Рахманинова… Словом, представляется что-то возвышенное и утонченное. Однако не стоит забывать, что искусство – это лишь способ самовыражения. И каждый художник (в широком смысле) может пытаться донести разные вещи. И если задача «возвышенного и утонченного» — пробуждать эстетические чувства, то зачем же существует «другое» искусство? Именно об этом пишет В. М. Гаршин. В тексте он размышляет над вопросом: в чем заключается назначение искусства? В. М. Гаршин строит повествование на противопоставлении двух художников: рассказчика и «надежды искусства» Рябина. Первый герой признает только «высшие формы»: «…по-моему, вся эта мужичья полоса в искусстве — чистое уродство. <…> Где <…> красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?» (предложения 25-29) Художник обеспокоен тем, что его «поприще» загромождается ненужными и непонятными «прекрасными рисунками» (так он отзывается о картине И. Репина «Бурлаки» в предложении 27), которые несут с собой «странный и дикий» рассказ об «истинной жизни». «То ли дело у меня! …моё тихое «Майское утро» (предложения 30-31), — восхищается рассказчик своей работой, которая «настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость» (предложение 37): «Вот это — искусство!» (предложение 36). Повествующий герой глубоко убежден, что искусство не должно шокировать, или отталкивать, или настраивать на «неправильные мысли». Антагонист рассказчика — художник Рябин — это человек, который пишет то, что чувствует. «Рябин сказал, что не уйдет, пока не увидит глухаря.» (предложение 18) — герой никогда не видел каторжный труд глухарей, помогающих латать котлы, сидя внутри, но он не боится «тяжелого зрелища», даже наоборот. Работа того «скорчившегося» человека произвела неизгладимое впечатление на Рябина, и «он <…> объявляет, что уже начал писать этого рабочего…» В своем труде художник не боится изобразить «грязь» или страдания глухаря. Возможно, в этом он сходится с И. Репиным, которого современники точно так же, как и Рябинина, уверяли, что нет ничего поэтического в «Бурлаках»: страдание согнутых до самой земли и впряженных в лямку может вызвать только жалось и сочувствие, утверждали друзья живописца. Однако это и было тем, чего хотел художник. И Илья Репин, и ученик академии Рябин закончили свои картины, несмотря на замечания окружающих, потому что их целью было донести до своего зрителя собственные ощущения и мысли, независимо от их красоты. Оба примера доказывают, что существует две противоположных позиции. Первая заключается в том, что искусство создано для отражения только прекрасного. А вторая в том, что через искусство творец в праве передавать все свои переживания. В. М. Гаршин не разделяет позицию рассказчика. По мнению писателя, который, быть может, описывает в Рябинине отчасти и себя, искусство должно отражать все стороны жизни: как утренние пейзажи в нежных тонах, так и суровый труд бурлаков. Предметом для изображения не должны быть лишь «гармония и изящество», ведь наша жизнь состоит не только из них. Трудно не согласиться автором. Действительно, жизнь любого человека пишется не только в ярких цветах и состоит не из одних гармоничных аккордов. Часто в судьбе человека происходят события, звучащие, если говорить в музыкальных терминах, взволнованно или даже резко. Их выражение в форме искусства помогает пережить происшествия или даже натолкнуть зрителя на некоторые мысли. Прошлый век для нашей страны, к сожалению, отчасти связан с ужасом, террором и репрессиями. Многим писателям, в том числе А. И. Солженицыну, И. А. Бродскому и другим, пришлось пройти через лагеря ГУЛАГа. В творчестве А. И. Солженицына это отразилось в книге «Архипелаг ГУЛАГ» — произведении, описывающем историю трудовых лагерей в СССР и то, с чем сталкивались заключенные в них. Существуют картины и фотографии, описывающие быт в местах заключения, — всё это отнюдь не гармоничное или утонченное искусство, но искусство, описывающее суровый мир и переживания его узников, твердящее своим зрителям: «Помните!». Искусством может считаться любое самовыражение. А истинным искусством считается не только то, которое создано для удовлетворения эстетических потребностей человека, а ещё и то, которое заставляет задуматься. Мысли, к которым приводит произведение, могут быть разными, иногда даже отталкивающими, но именно в этом и заключается назначение искусства: давать пищу для размышления. Обновлено: Опубликовал(а): GusN Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|